bdag_med (bdag_med) wrote,
bdag_med
bdag_med

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

сорок четыре апостола, и они ходят по земле и птицей, и скотом, и огнем, и человеком

Вот, напр[имер], сокращенный рассказ одного из таких якутских духовидцев.
"Встал я ночью в чистый понедельник и иду на восток. Стоит там большой, высокий холм. Взошел я на него. Вдруг разверзлась вершина неба, и спустился с нее светлый свет, и из света молвил голос: "Знаешь ли ты меня?" Пал я ниц и сказал: "Нет, не знаю я, который ты из богов!" — "Я Николай (Николайбын). Послал меня на землю господь бог Христос. Семь раз он посылал меня, чтобы я перевернул эту землю. Семь раз приходил я, но, пожалев, возвращался, и все упрашивал его, нельзя ли еще потерпеть, продлить ваш век. И богородица вместе со мною просила помиловать, говоря: "Продли ты веку моим детям, они сознают свои грехи!" Тогда господь сказал мне: "Если уж помиловать их, то я их тебе поручаю, ты сам соделай им спасение!" Вот и отдал господь землю на мою волю. А грехи людей очень умножились. 1) Вот на небе есть сорок четыре апостола, и они ходят по земле и птицей, и скотом, и огнем, и человеком. Вы увидите их и говорите: "Мы дьявола видели". Это вам большой грех. Здесь на земле нет дьяволов. Есть только один черный ангел, который разрывает начетверо шов земли и выходит на землю снизу. Этот-то черный дьявол и учит вас всему худому. Особенно он к вам приближается, когда вы назовете дьяволами"божьих апостолов. Он вам на все плюет, сморкает, а вы едите не перекрестясь, это вам грех. 2) Вот на земле скот помирает, это от дыхания черного дьявола. Это и дитяти большой грех. 3) Вот вы воруете, живодерствуете, это вам большой грех. 4) Вот шаманы у вас есть, и это большой грех: не ходите в те места, где он служит, не ешьте мясо той скотины, над которой он шаманил. 5) Есть вот летающие крылатые птицы — портрет царя небесного; они посланы вам для пропитания, а вы топчете их пух и кости и даете топтать собакам. Поэтому птицы не спускаются к вам на землю, а на небе их стало столько, что они уже не помещаются. Когда птица летит к вам, вы говорите: "Ах, какова-то она жирна. Поесть бы!" Птица слышит это, жалуется на это в раю и от ваших тяжких слов не может долететь до назначенного места. 6) Вот дана вам рыба на пропитание. А вы остатки рыбы топчете ногами, презрительно обходитесь с чешуею и костью, потому в воде рыба уже не помещается, а к вам не выходит. 7) Вот дал вам господь конный скот — крылья ваши, чтобы вы летали на земле, подобно ангелам... А вы бьете их, тираните, мучите. Они жалуются на это богу. Да и когда сами вы будете на том свете приходить в рай, то лошадь лягнет вас копытом. 8) Коровы даны вам вместо матери, чтобы вы питались их сосцами, а вы мучите их... Зато, когда будете вы входить в рай, корова боднет вас. Есть сборное место для грешников"... И с этими словами у Николая-угодника вышли из руки три горящих свечи, и он осенил ими землю три раза... И сделалось так, что одна часть места опустилась, стала плоскою, а другая поднялась. На нижней пропасти собралось множество людей, но никак не могут они подняться на уступ. Некоторые руками захватились, не могут подняться, другие ногами уперлись, не могут подняться. Тут святитель сказал: "Кто наступил ногой, тот со временем подымется в рай, а те, которые держатся рукою, — это значит, они поддерживаются молитвами покойных детей. И если заставят священника служить молитву, то дети будут еще молиться, и они еще больше подымутся в рай. А вон другие царапают обрыв со середины и падают вниз; это они только при жизни так царапаются, а по смерти непременно свалятся в ад. Это вот такой-то и такой-то человек. А вон там нанизу самые худые люди, с ношею на руках, на спине, под мышками, все разные вещи, награбленное имущество, сундук: это носят они награбленные, ворованные, добытые мошенничеством вещи. А вот там люди, как рыба мелкая в котле, где рука или нога покажется, это грешники; они и живые так мучаются! Много стало грехов на земле, и все грешные места вот эдак же оборвутся и провалятся!" — "А какие же места провалятся, господи?" — спросил я. "Прокалятся-оборвутся места к югу от вашей церкви!" — "А когда же она оборвется?" — "Вот ты уже и грех делаешь, разве можешь ты знать откровение божие? Положи за это Сорок поклонов в таком месте, где нет людей!" После этого бог Николай осенил тремя свечами крестообразно, и место закрылось, заросло. Потом из руки Николая показалось семь горящих свячей, благословил Он ими: показалась золотая церковь. "Вот это та церковь, в которой я служу ни небе!" — сказал святитель. Затем по сю сторону церкви показалось золотое что-то, вроде урасы (летнего конусообразного домика). "Это твой венец, — сказал Николай, — за верность твою брачному ложу после венчания. И ты споим венцом можешь спасти в рай сорок грешников. Ну, а кто не верен жене, тот и сорок праведников может стащить в ад. В эту церковь я возьму тебя своим трапезником, а сына твоего звонарем, да еще с среднего места (земли) возьму кого-нибудь старостой. Скоро я тебя к себе возьму, а ты до тех пор молись богу, а будет тебе какая нужда, то у людей ничего не проси и не бери. А если дадут свечку, то Возьми. Уже я увижусь с тобою в первую ночь на светло Христово воскресение, и потому в эту [ночь] ночуй ты в пустом доме, который считаешь безгрешным. Умножились грехи на земле. 9) Есть бедные люди, которые считают себя безгрешными, а они самый грешный народ: придут куда-нибудь и хоть раз не наедятся у богатого, уж и проклинают; так пусть они не считают себя правыми и одних богатых грешными. 10) Вот дал я вам попов для спасения нашей жизни, а они еще более спустили вас в ад.
Вот увижусь я сам с ними, растолкую им, какая небесная служба... Вас же и тунгусов я спасу, а русских, которые должны были спасти вас, однако, оставлю назади. Вот в прошлом году (зимой 1867/68 г.) новая звезда выходила; это был огненный глаз черного ангела, он осматривал, разузнавал землю, да в то время об этой земле молилось три человека: N.N. по Борулаху, N.N. по Дулгалаху, N.N. в Эльгецком улусе... И по их-то молитве господь прогнал звезду... Теперь иду я к тому месту, откуда выходит черный ангел, а вы все молитесь... Если я успею закрыть место его выхода, то будет потоп, но не чрезмерный, если же не успею, то зальет всю землю, кроме черных гор. А вы все молитесь... А ты ступай к людям, и в воскресенье христопоклонной недели во время вечерни ты встретишь безгрешного человека, который поверит тебе!.." И с этими словами Николай-угодник улетел на небо. А я точно в воскресенье христопоклонной недели встретил во время вечерни Лазаря, и он мне поверил... А до тех пор никому не говорил"... Теперь этот боговидец рассказывает свое видение, но только верующим, да и им заповедует рассказывает только тому, кто верит, и не говорит неверующему: а то его грехи увеличиваются. На якутов этот рассказ производит потрясающее действие, или, как они выражаются, "даже мороз по коже продирает"... Вера в пророка усилилась еще больше оттого, что до откровения он ничего не знал, а теперь вдруг все праздники и церковные законы знает, как наизусть, точно книга, точка в точку. Да и особенно то, что наводнение действительно случилось летом 1868 г.
Худяков, Краткое описание Верхоянкого округа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments